Плюсы и минусы ситуации, когда разработкой тестов занимается производственный эксперт

Часто возникает вопрос: кто лучше всего может разрабатывать тесты для оценки профессиональных компетенций сотрудников – HR-специалисты или методологи, либо эксперты из производственных отделов?
В одном из постов я рассказывал Вам о плюсах и минусах первого варианта. Сегодня поговорим о том, что происходит, когда разработка тестов ложится на плечи производственных экспертов.
В чём плюсы?
Эксперт – это человек, который каждый день работает с оборудованием, знает все нюансы работы и поэтому точно понимает, какие знания необходимы сотрудникам. Он может разработать тестовые задания, максимально приближенные к реальной рабочей ситуации.
Какие недостатки у данного подхода?
1. Методологические знания.
Производственные эксперты, чаще всего, не знакомы с правилами и стандартами разработки тестовых материалов. Например, они могут не учитывать количество вариантов ответа, неправильно формулировать дистракторы (неверные варианты ответа), что, в итоге, снижает качество тестов.
2. Отсутствие документации.
Часто эксперты опираются на свой опыт, а не на конкретные разделы нормативных документов. Это затрудняет обновление тестов, потому что не понятно, на какой документ опирался эксперт, создавая задание.
3. Формат и интеграция.
Эксперты часто создают тесты в удобном для себя формате, например, в файле Word. А для использования в автоматизированных системах тесты нужно переводить в другой формат, что требует дополнительных ресурсов.
4. Верификация.
Существует распространенный стереотип, что если тесты разработал уважаемый эксперт, то их не нужно проверять. На самом деле один эксперт не может знать особенности работы всех подразделений компании, поэтому тесты необходимо верифицировать с экспертами из разных отделов. Это позволит убедиться, что задания актуальны для каждого подразделения и учитывают специфику рабочих мест.
Какой вывод?
Несмотря на очевидные преимущества, полностью доверять разработку тестов только производственным экспертам не стоит. Рассматривая разные подходы к разработке тестов, мы в нашей команде остановились на том, что оптимальным является комбинированный подход, когда разработкой тестов занимаются специалисты, знающие методологию разработки оценочных средств, а эксперты их верифицируют, внося коррективы и делая тесты более реалистичными. Это позволяет добиться требуемого качества в оценке работников.
В следующем посте я подробнее расскажу о том, какие этапы мы проходим при разработке комплекта тестовых заданий.
Делитесь своим мнением! Что вы думаете о разработке тестов для оценки сотрудников? Кому вы доверяете больше: экспертам или методологам?
В одном из постов я рассказывал Вам о плюсах и минусах первого варианта. Сегодня поговорим о том, что происходит, когда разработка тестов ложится на плечи производственных экспертов.
В чём плюсы?
Эксперт – это человек, который каждый день работает с оборудованием, знает все нюансы работы и поэтому точно понимает, какие знания необходимы сотрудникам. Он может разработать тестовые задания, максимально приближенные к реальной рабочей ситуации.
Какие недостатки у данного подхода?
1. Методологические знания.
Производственные эксперты, чаще всего, не знакомы с правилами и стандартами разработки тестовых материалов. Например, они могут не учитывать количество вариантов ответа, неправильно формулировать дистракторы (неверные варианты ответа), что, в итоге, снижает качество тестов.
2. Отсутствие документации.
Часто эксперты опираются на свой опыт, а не на конкретные разделы нормативных документов. Это затрудняет обновление тестов, потому что не понятно, на какой документ опирался эксперт, создавая задание.
3. Формат и интеграция.
Эксперты часто создают тесты в удобном для себя формате, например, в файле Word. А для использования в автоматизированных системах тесты нужно переводить в другой формат, что требует дополнительных ресурсов.
4. Верификация.
Существует распространенный стереотип, что если тесты разработал уважаемый эксперт, то их не нужно проверять. На самом деле один эксперт не может знать особенности работы всех подразделений компании, поэтому тесты необходимо верифицировать с экспертами из разных отделов. Это позволит убедиться, что задания актуальны для каждого подразделения и учитывают специфику рабочих мест.
Какой вывод?
Несмотря на очевидные преимущества, полностью доверять разработку тестов только производственным экспертам не стоит. Рассматривая разные подходы к разработке тестов, мы в нашей команде остановились на том, что оптимальным является комбинированный подход, когда разработкой тестов занимаются специалисты, знающие методологию разработки оценочных средств, а эксперты их верифицируют, внося коррективы и делая тесты более реалистичными. Это позволяет добиться требуемого качества в оценке работников.
В следующем посте я подробнее расскажу о том, какие этапы мы проходим при разработке комплекта тестовых заданий.
Делитесь своим мнением! Что вы думаете о разработке тестов для оценки сотрудников? Кому вы доверяете больше: экспертам или методологам?